Рекомендации
по корпоративному
спорту для
HR-специалистов

Полезный инструмент для HR
Спасибо! Мы отправим чек лист на указанную почту
Проверьте, пожалуйста, правильность заполнения полей.

Получить код доступа к Демо приложению Stayfitt

Спасибо! Мы получили вашу заявку и свяжемся с вами в ближайшее время!
Проверьте, пожалуйста, правильность заполнения полей.
В реестре Российского ПО
Скачать приложение

Запросить код для входа в приложение

Спасибо! Мы получили вашу заявку и свяжемся с вами в ближайшее время!
Проверьте, пожалуйста, правильность заполнения полей.
Блог
22 Июля
5 мин
на чтение
Александра Чернышева
Well-being copywriter

Корпоративная культура и бизнес

Организационная культура — важное условие процветания компании. Она напрямую влияет на имидж, вовлечённость команды и экономические показатели. Неслучайно Дейв Логан, известный специалист по построению команд, однажды заметил: «Культура ест стратегию на завтрак».

Действительно, какой бы идеальный бизнес-план вы не разработали, успех предприятия зависит от имиджа и «политики партии». Поговорим о роли корпоративной культуры в сегодняшних реалиях.

Разберёмся в терминах

Корпоративная культура

Корпоративная культура — система ценностей и правил, которые транслирует компания и распространяет среди сотрудников и клиентов. Она включает стандарты поведения, традиции, историю организации. Сформированная политика в компании показывает, как мыслит организация и какими средствами достигает своих целей. Например, дресс-код, особенности ведения переговоров с клиентами, стандарты общения среди сотрудников — всё это элементы корпоративной культуры. 

Корпоративная культура может существовать в виде негласных правил, а может быть чётко прописана и даже находиться в открытом доступе. Яркий пример — широко известные “10 принципов Google”.

Руководство может даже не задумываться о формировании корпоративной культуры, но это вовсе не означает, что она отсутствует: скорее всего, “политика” в компании сложилась стихийно и вряд ли верно транслирует ценности.

В идеальном мире каждый член коллектива полностью разделяет ценности компании и придерживается сформированного свода правил.

Элементы корпоративной культуры 

Понятие корпоративная культура включает разные элементы, которые принято разделять на внешние и внутренние.

Часто систему представляют в виде айсберга, где внешние элементы — это верхушка айсберга или то, что видит потребитель, а внутренние — всё, что находится под водой, то есть все правила и стандарты, которым следуют сотрудники. 

Внешние элементы: логотип, фирменный стиль, мерч, миссия и ценности.

Внутренние элементы: дресс-код, мероприятия, традиции, нормы общения, традиции и средства нематериальной мотивации.

Развитие корпоративной культуры — сложный и длительный процесс, который строится на трёх “китах”: артефактах, ценностях и базовых представлениях. 

Артефакты — это материальные предметы, которые помогают организации выделиться среди конкурентов, например, мерч или дизайн сайта. Это фундамент для построения корпоративной культуры.
Ценности — представления о “смысле жизни” компании и окружающем мире в целом. Отражение приоритетных направлений сплачивают команду и позволяют двигаться в одном направлении. 
Базовые представления — мнение сотрудников по ключевым вопросам, социальные паттерны, поведение, жизненный опыт. Сформированные приоритеты помогают руководству в подборе персонала и поиске “своих”.

Влияние корпоративной культуры на бизнес

Согласно исследованию, проведенному Deloitte, 94% руководителей и 88% сотрудников признают решающую роль организационной культуры. Она влияет на удержание и вовлечённость сотрудников, повышение качества обслуживания и уровень удовлетворённости клиентов, и как результат на рост экономических показателей.

Так исследователи пришли к выводу: чем вовлечённее сотрудники, тем выше уровень удовлетворенности клиентов. Исследование Лондонской школы бизнеса показало, что люди в комфортной корпоративной среде более организованны и эффективны и чаще помогают другим. Команда начинает с большим энтузиазмом относятся к своей работе, что часто влияет на рост качества обслуживания.

Корпоративная культура может стать решающим фактором в вопросах удержания талантливых сотрудников — они предпочтут оставаться в среде, где их ценят, поддерживают и принимают участие. 

Сильная политика внутри компании приводит к рождению более инновационных идей и росту продуктивности, когда руководство поощряет риски и экспериментирования, выслушивает идеи коллег и поддерживает их реализацию. Подтверждает это институт McKinsey, согласно исследованию, компании с сильной корпоративной культурой лучше приспосабливаются к изменениям и более устойчивы к кризисам.

Как формировать корпоративную культуру

Взгляды на культуру внутри компании могут меняться. Так десять лет назад задерживаться на работе, жертвовать личным временем и терпеть токсичного руководителя считалось нормой. Именно на таких правилах построена корпоративная культура в известной кинокартине “Дьявол носит Прада”, где новенькая сотрудница подвергается буллингу, вынуждена терпеть тиранию со стороны начальницы и хвататься за любую возможность проявить себя.

Сегодня подобное отношение к сотрудникам воспринимается как неприемлемое. Отделы HR уделяют много внимания комфортной адаптации и благополучию новых специалистов, понимая как сильно это влияет на имидж компании. В основе здоровой корпоративной культуры заложена ценность многообразия. Сотрудники чувствуют себя ценными независимо от пола, национальной принадлежности, опыта, образования и возраста.

Другой признак позитивной организации — психологическая безопасность. Любой человек в коллективе может свободно выражать свои идеи, понимая, что его мнение ценно. Например, в Т-Банке уровню образования уделяется минимум внимания, компания активно набирает зелёных специалистов и подчёркивает, что ей всё равно, какой у вас цвет диплома, и готова их обучать с нуля. Главное требование — желание развиваться и стремление быть активным.

Формирование корпоративной культуры

Для формирования корпоративной культуры важно придерживаться следующих принципов:

Организовали личные челленджи

Нанимать людей, разделяющих ценности компании. Выбор подходящей кандидатуры поможет в формировании позитивной атмосферы: люди будут быстрее находить общий язык и работать сплочённее.

Публиковали полезный контент

Создавать корпоративную культуру для всех. Ценности и миссия компании должны прозрачно и чётко транслироваться, чтобы у каждого сотрудника было её понимание. 

Модерировали общение участников в чатах

Создавать привлекательную среду в офисах. Привлекательный и функциональный офис поможет команде работать продуктивнее, и притянет новых клиентов.

Оказывали техническую поддержку

Собирать обратную связь от команды. Увеличивайте вовлечённость сотрудников и создайте надёжную обратную связь. 

Провели опрос участников до и после проекта

Совершенствовать корпоративную культуру. Переосмысливайте ценности, сверяйтесь с текущим положением в компании и отслеживайте тренды. Обновляйте корпоративную культуру как минимум раз в пять лет. 

Отражение социальных тенденций и запросов общества

Нередко корпоративная культура отражает социальные тенденции и запросы общества. Так, среди успешных примеров корпоративной культуры, можно упомянуть эксперта в области комплексных решений для бизнеса “Оптикум”, который строит корпоративную культуру на “экологичных ценностях”: в компании активно продвигаются новые экологические стандарты, практика раздельного сбора мусора и экономного отношения к природным ресурсам. Так компания привлекает внимание клиентов, разделяющих тренд на экологичность, и увеличивает показатель Life Time Value. Такая политика становится средством нематериальной мотивации сотрудников, которые чувствуют свою значимость и причастность к важным инициативам. 

Итак, влияние корпоративной культуры на бизнес трудно переоценить. Именно с помощью сильной политики компания получает лояльных клиентов, притягивает талантливых сотрудников, имеет возможность успешно реализовать свои планы и масштабировать бизнес.