Учёные, практикующие управленцы, коучи и бизнес-спикеры пытаются разгадать секрет эффективного управления мотивацией не одно десятилетие. Так одним из первых теоретиков, пытавшихся понять мотивацию персонала, был Фредрик Уинслоу Тейлор. В конце 1890-х годов его идеи заложили основу для направления менеджмента, которое получило название «Тейлоризм». По мнению исследователя главное, что движет работниками — это финансовое вознаграждение. Отсюда и лучший способ мотивации сотрудников — дать им достаточно денег.
Позднее, в 1920, наблюдая за сотрудниками, Элтон Мэйо обнаружил, что их производительность увеличивается, когда они знают, что за ними наблюдают. Он также обнаружил, что сотрудники более мотивированы, когда им разрешали высказывать мнение об условиях своего труда, и чувствовали, что их вклад ценят окружающие.
Фредерик Герцберг продолжил изучать источники мотивации сотрудников в 1950-х и 1960-х годах и пришёл к выводу, что вещи, которые делают людей удовлетворенными и мотивированными на работе, отличаются по своей сути от тех вещей, которые делают их неудовлетворенными. Например, немотивированными делают сотрудников: низкая зарплата, неудобное рабочее место, глупый начальник. Но даже если ими блестяще управляют менеджеры, они получают достойную оплату труда и работают в прекрасных условиях, они не станут высоко мотивированными. Людей мотивирует интересная работа, вызовы и возрастающая ответственность. Эти внутренние факторы отвечают глубоко укоренившейся потребности людей в росте и достижениях. Выводы Герцберга остаются актуальными и сегодня, и демонстрируют сложность и противоречивость психологии мотивации.
В XXI веке социологи продолжают изучать природу мотивации и влияние на работников публичного признания, обратной связи, продвижения по службе и вознаграждения. Исследователи Торп и Хоман отмечают, что потребность в благодарности за хорошо выполненную работу может быть гораздо выше, чем потребность в финансовых стимулах.
Согласно Марчингтону и Уилкинсону важную роль играет всестороннее обучение и развитие, которые повышают лояльность к организации и снижают риск увольнений.
Исследователи изучают роль самооценки, и как низкая самооценка мешает реализовать потенциал и влиться в коллектив, а самоуверенность не даёт людям учиться на ошибках. Управление диапазоном самооценки сотрудников — важный навык линейных менеджеров и руководителей групп, которым следует использовать ресурсы своей организации для достижения баланса продуктивного уровня уверенности сотрудников в себе.
Несмотря на всю сложность и разобщённость теории мотивации учёные и менеджеры сходятся в одном — для вдохновения и удержания коллектива недостаточно финансового стимулирования.